Как рисовать с помощью аэрографа? Аэрография на автомобиле своими руками Как правильно рисовать волны аэрографом.

Как ни странно, есть еще чудаки, красящие свои модели обычной кистью, но можно легко утверждать, что окраска аэрографом в 99% случаев (не для фигур и некоторых других специфик) даст несопоставимо лучший результат при окрашивании. Настроенный аэрограф в умелых руках творит просто чудеса, позволяя максимально приблизить вид модели к копируемому оригиналу.

О работе с аэрографом немало написано, но некоторые моменты (например, работа с акриловыми красками) хотелось бы прояснить, да и просто скажем так. пора...

Но - обо всем по порядку. Самая основная информация.

Аэрограф - инструмент, с помощью которого происходит распыление краски в своеобразном «факеле», образованном воздушным потоком в смеси с мельчайшими капельками краски.

Аэрограф позволяет дозировать подачу этой смеси и наносить ее в виде тонкой пленки на окрашиваемую поверхность. Хороший аэрограф при правильном пользовании «может» выполнять пятна или полоски диаметром (шириной) 1.5-2 мм и поэтому иногда можно, да и нужно обходится без масок при нанесении, например, камуфляжа на самолеты Luftwaffe.

Основных типов аэрографов два: так называемые одиночного и двойного действия.

У первых при регулировке клавишей (или кнопкой) происходит управление подачей только воздуха, у вторых - одновременно и воздуха, и краски. Первые проще, дешевле, имеют меньшее количество деталей, которые, к тому же, удобнее чистить. Но они «не умеют» делать маленькие пятна и полоски и более грубо регулируются. Вторые - соответственно точнее в работе, но дороже, содержат больше деталей (которые хуже «переносят» грубое или неаккуратное обращение), их очистка более деликатный и i рудный процесс. Конечно, это самая общая оценка.

Если есть возможность брать импортный - убедитесь воочию (что очень желательно где-нибудь на глубинке, вдали от специализированных «шопов») в его возможностях, посоветуйтесь с «дедами от стенда» и принимайте решение.

Конечно, один аэрограф - полдела в окраске моделей и, увы, совсем не «пол» в соотношении предстоящих фат на источник сжатого воздуха, столь необходимого для успеха процесса. Впрочем, есть варианты. Начнем с самых недорогих. Не стоит покупать, «купившись» на простоту, одноразовые фирменные баллончики с зарядом сжатого воздуха - их хватит на одну-две небольших модели, да и давление ощутимо падает при выработке воздуха из них. Несколько лучшая альтернатива последним - накачанная автомобильные шина (чем она больше, тем больше время работы) и баллоны с углекислотой (там есть регулятор и манометр). Последние, за сравнительно небольшую плату, можно подзаряжать, они никогда не погонят конденсат, но требуют бережного обращения и соблюдения безопасности при зарядке и хранении. Но если сборка модели - процесс не спорадический и жизнь без пластика не мила - нужен компрессор.

Компрессор для аэрографа

Конечно, самый правильный способ - отстегнуть несколько сот «гринов» и обзавестись практически бесшумным блестящим фирменным красавцем с ресивером, фильтрами, регулятором и индикатором давления. Шумная, но более дешевая альтернатива поршневому компрессору - мембранный собрат обойдется дешевле. Но давление, создаваемое им, поменьше. (Возможность регулировать давление, как будет рассказано ниже, иногда очень важна, потому как его обычно много не бывает.)

На сегодняшний день оптимальным является компрессор JAS 1203: производительный тихоработающий компрессор с ресивером - рекомендую.

Пользуюсь таким уже несколько лет:

Отличные результаты даст применение компрессоров от бытовых и промышленных холодильников (на Руси таких в пользовании у нашего брата больше всего). Несложно доработать такой компрессор самодельным ресивером из пластиковой бутылки.

Он значительно снизит колебания (пульсации) давления и предотвратит попадание масла и влаги (что недопустимо, иначе капельки нежелательных жидкостей испортят все дело!!!) в аэрограф. Ресивер можно снабдить, если компрессор новый, иглой стравливания давления или чем-то подобным для регулирования давления в сторону понижения. Можно, например. вставить в магистраль отрезок металлической трубочки с просверленным на ее стенке отверстием. Перекрывая его в разной степени гибкой трубкой магистрали, получаем тот же эффект, что и от иглы.

Само собой, есть множество фирменных фильтров, выполняющих те же функции. Вообще способы приобретения компрессоров и (или) их доработка - большая и болезненная тема. Хочется пожелать начинающим коллегам быть поизобретательнее и предприимчивее. Но пылесосы и автомобильные компрессоры, увы, не подойдут - подробности опускаю - они не создают нужного давления.

Красок сейчас навалом, равно как и статей о них. Конечно, дорогие краски от Acromaster, Tamiya, Gunze Sangyo и более доступные Model Master, DuPont, Humbrol и Revell однозначно лучше взятой за поллитра у знакомых художников «нитры», но и они не панацея от весьма неважных результатов при их пользовании, да и иная нитра лучше той же убито - матовой краски от Humbrol. Почитайте специальные статьи, проштудируйте фото и сообразуясь со своим кошельком, делайте выбор. Брать фирменные краски очень желательно, но необязательно. Можно, путем проб и ошибок, запастись приобретенными по случаю нитрокрасками. Однако, что касается адгезии и укрывистости, то тут хорошая «фирма» однозначно предпочтительнее. Да и дисперсность куда лучше.

Для успешной работы с аэрографом нужно, чтобы краска была должной густоты и не содержала посторонних частиц и грязи. Об очистке аэрографа и об особенностях работы с акриловыми красками поговорим позже, а пока запомните следующее. Краску перед употреблением тщательно перемешайте.

При необходимости добавьте растворитель в краску, но делайте это не в банке с краской, а в отдельной емкости. Можно использовать например футляры от фотопленки или другие подходящие ёмкости. Консистенция краски для распыления - «молоко». При покачивании баночки с краской она оставляет слабые полупрозрачные следы на стенках.

Оговорюсь сразу, что степень растворения - процесс тонкий. Глянцевые краски требуют несколько больше растворителя, чем матовые. Кроме этого, отечественные нитрорастворители (ацетон.646. 647 и т.д.) вполне подойдут в ряде случаев замены «фирмы», надо лишь учитывать, что чем больше номер, гем «тяжелее» растворитель, т.к. он дольше сохнет и при более длительном высыхании дает краске больше времени для равномерного растекания по окрашиваемой поверхности, а значит, сделает ее менее матовой. При любых неясностях сначала поэкспериментируйте, потом применяйте подходящий растворитель.

Для приготовления колора (если нег готового) также пользуйтесь отдельной емкостью.

Если краска непонятного происхождения или старая - профильтруйте ее хотя бы через чистую марлю (2 слоя).

Не сливайте растворенную краску обратно в фирменную банку!

Промывайте аэрограф после смены колора чистым растворителем (какой использовался для краски), а после завершения работы над очередной моделью - разбирайте аэрограф и производите его генеральную чистку.

Если береге краску «на стороне», убедитесь. что вам не отлили отстоянное связуюшее. (Краска состоит из красящего пигмента, связующей жидкости и растворителя. Есть еще матовая база - повсеместно у моделистов СССР в ее роли выступал зубной порошок.) Вообще перед любым переливанием краски тщательно ее перемешивайте.

Видео: Работа с аэрографом

Люди всегда стремятся сделать окружающее пространство красивым и индивидуальным, поэтому расписывают рисунками фасады и заборы, окрашивают в необычный колер предметы декора. Для росписи небольших площадей можно взять красящий баллончик или кисточку, но окрашивание такими методами значительных поверхностей будет слишком долгим. При украшении фасадов или заборов удобно проводить покраску аэрографом, что позволяет быстро создавать настоящие шедевры на стенах.

Что это за устройство

Многие, услышав незнакомое название, заинтересуются: «Что это за прибор? Для чего он нужен? Чем отличается от других инструментов, применяемых для рисования или покраски?»

Этот прибор похож на краскопульт, но имеет другой принцип работы: выпускаемая под высоким давлением струя красителя дает возможность аккуратно рисовать на больших площадях.

Работа с аэрографом позволяет делать роспись стен в интерьере помещений, украшать фасады, заборы, декорировать кузов автомобиля. С его помощью можно закрашивать большие поверхности, рисовать тонкие точные линии, создавая удивительные произведения.

Подбираем аэрограф

В зависимости от того, какие художественные работы планируются, подбирают модель аэрографа. Чаще всего используют недорогие окрашивающие приборы с тонким соплом и иглой. Такие агрегаты вполне подойдут для начинающих. Но тем, кто планирует заниматься аэрографией серьезно, при покупке аппарата надо обращать внимание на следующее:

  1. Объем съемного бачка (оптимальная емкость составляет 2 л или чуть больше).
  2. Уплотнение иглы и сопла (наилучшим вариантом будут уплотнители из тефлона).
  3. Диаметр сопла (он не должен быть меньше 2 мм).
  4. Легкозаменяемость основных деталей (бачка, триггера, воздушного и материального сопел).
  5. Устойчивость уплотнителей к действию используемых реагентов.
  6. Наличие контроля за давлением и подачей красителя.

Устройство аэрографа

Приобретение инструмента с учетом всех характеристик позволит экономно и качественно делать роспись на различных поверхностях.

При выборе также следует обратить внимание на способ подачи красителя и приобретать нужный вариант в зависимости от объекта для покраски:

  1. Одинарного действия с функцией управления давлением. Модель проста в эксплуатации, не требует особых навыков, пригодна для начинающих. Пользоваться ею несложно: при нажатии на пусковой механизм красящее вещество распыляется ровным слоем, а давление при подаче регулируется с помощью триггера (специального вентиля). Как правило, эти модели приобретаются для . Недостатком этого устройства является невозможность нарисовать тонкие линии, мелкие элементы.
  2. Одинарного действия с контролем подачи красителя. От первого варианта этот аэрограф отличается только возможностью менять плотность наносимого слоя краски или распылять ее на поверхность при помощи аэрозоля. Используя различные техники, этим агрегатом можно рисовать довольно сложные элементы. Чаще всего именно эта модель приобретается для украшения интерьеров, росписи фасадов или заборов несложными рисунками, покраски небольших декоративных предметов.
  3. Двойного действия с иглой или без нее. Это дорогой профессиональный вариант с множеством функций для тех, кто планирует рисовать серьезные картины на стенах или автомобилях. Эта модель позволяет художнику в процессе работы легко управлять подачей красителя и мощностью воздушной струи с помощью триггера, а положение иглы осуществляет регулировку подачи состава. Такой же прибор без иглы способен быстро и ровно окрасить большую площадь. Как правило, профессионалы останавливают свой выбор на варианте с иглой, все дизайнерские росписи проводятся с помощью таких агрегатов.

Правильный выбор инструмента облегчит проведение работ, обеспечит экономию краски, позволит получить отличный результат.

Подбор краски

Для художественного оформления стен нужно брать краски, предназначенные для аэрографии, учитывая при этом тип основы, на которую будет нанесен рисунок. Наиболее распространенными являются следующие составы:

  1. Полиуретановые на водной основе. Прочные, быстросохнущие, способные выдержать перепады температур. Составы гипоаллергенны, применяя их, можно не пользоваться защитными средствами. Подходят для наружных или внутренних работ.
  2. Акриловые водорастворимые (иногда в качестве растворителя может применяться Уайт-спирит или спирт), подходят для любых основ. Их применение возможно для декорирования стен внутри помещений, росписи фасадов или нанесения рисунка на кузов автомобиля. Пользоваться такими красками легко, они равномерно ложатся на поверхность, быстро сохнут, нетоксичны, не требуют применения защитного костюма и респиратора.
  3. Акриловые сольвентные. Разбавляются перед употреблением специальным растворителем, как правило, он продается в комплекте с концентратом. Токсичны – работая с ними, необходимо пользоваться защитными средствами. Используются редко, как правило, в частных авторемонтных мастерских.

Особенности нанесения аэрографии

Условно процесс создания аэрографической росписи можно подразделить на этапы:

  1. Выбор эскиза. Продумывается рисунок, его цветовое оформление, создается набросок на бумаге.
  2. Подготавливается площадь для работы.
  3. Подбирается краска, которой заполняется баллон красящего инструмента.
  4. Осуществляется роспись выбранной поверхности.
  5. Проводится высушивание и фиксация с помощью лака (делается не всегда).

Поверхность подготавливается для того, чтобы на ней рисовать, точно так же, как для покраски:

  • шлифуется;
  • моется;
  • высушивается;
  • обезжиривается Уайт-спиритом (можно использовать другие спиртосодержащие составы, но этот наиболее доступный).

После такой подготовки можно начинать рисовать.

Делать роспись при помощи аэрографа несложно, хотя у начинающих некоторое время уйдет на приобретение определенного навыка. Чтобы получить качественный результат, надо соблюдать три правила:

  1. Начинать распыление красящего состава над куском картона или другим ненужным материалом. Случается, что только что заправленный агрегат «плюется», выпрыскивая сгустки краски, а это может испортить всю работу. Достаточно выпустить небольшую струю на ненужный материал, а потом начинать рисовать.
  2. Струя красящего вещества должна наноситься плавными, размеренными движениями – это поможет избежать потеков, неровностей при рисовании, особенно во время декорирования стен или других вертикально стоящих объектов.
  3. Не стоит держать красящий прибор близко к поверхности – слой краски ляжет неравномерно, возникнут потеки.

Закончив рисовать, надо сразу промыть аэрограф растворителем от остатков краски, очистить иглу и сопло. Раствор подбирается в зависимости от состава красящего вещества.

Например, после водорастворимых средств можно просто промыть инструмент водой.

Маленькие хитрости при работе

Разобравшись, как красить аэрографом, можно создать картину на стене или красиво расписать забор. Несколько советов от мастеров помогут ускорить процесс, сделать его более удобным. Эти рекомендации подойдут как начинающим, так и тем, кто не в первый раз рисует на стенах:

  1. Управляя красящим прибором, желательно держать его перпендикулярно поверхности. При нанесении рисунка на горизонтальную плоскость угол распыления краски должен быть больше 45ᵒ. Такая техника позволит равномерно распределить краситель.
  2. Интенсивность окрашивания, толщина линий, качество зависят от расстояния между аппаратом и объектом декорирования. Если требуется изменить это расстояние, то делать это следует плавно, без рывков.
  3. При возникновении потеков не стоит устранять их сразу. Надо дождаться высыхания, после чего аккуратно зачистить излишки краски мелкой наждачкой, а потом подправить рисунок.
  4. Чтобы творческий процесс происходил быстрее, желательно иметь несколько емкостей для разных цветов – это ускорит процесс смены колера. Уже не нужно прочищать дополнительно бачок, достаточно промыть аппарат и пристегнуть к нему емкость с другим оттенком краски.

При помощи аэрографа можно за короткое время раскрасить большую площадь, при этом краситель будет расходоваться экономно, ляжет на основу ровно, а рисунок получится красивым. Изменяя подачу смеси, с помощью этого аппарата легко создавать реалистичные долговечные картины на стенах.

Являясь ведущей в России профильной школой аэрографии, мы разработали собственную систему обучения для начинающих, чтобы любой желающий мог без проблем к нам записаться и быть уверенным, что необходимые навыки будет выработаны. В частности, тренерами проводятся уроки аэрографии для начинающих.

В рамках курса проводится введение в искусство, обучение основам, методикам, ключевым принципам и т.д. Программа выстроена таким образом, чтобы каждый ученик получил максимальное количество теоретической информации и практические навыки, которые станут правильной базой для дальнейшей работы.

Как происходит обучение аэрографии

Уникальная программа школы Diffusionart - это база, которая будет заложена в каждом студенте, желающем продолжать развиваться и совершенствоваться далее. Основной курс уроков аэрографии Diffusionart рассчитан на три недели. Занятия проходят в группах, состоящих из 10-12 человек.

Мы расскажем Вам основы аэрографии, подготовки, химии красок и материалов, которые пригодятся Вам в дальнейшей работе. Устройство аэрографов и прочих приборов и оборудования, которые применяются в процессе аэрографии, кроме того, мы коснемся малярного дела, чтобы покидая пределы нашей школы, вы могли контролировать действия маляра, подготовщика, и целого ряда специалистов, которые могут быть задействованы при работе над автомобилем, или другой деталью для росписи.

Программа уроков курса аэрографии для начинающих

Программа курса разбита на две части: теоретическую и практическую

Теоретическая часть

Теоретическая часть состоит из семи тем, максимально подробно освещающих весь процесс нанесения аэрографического рисунка. Теория читается в группах, обычно в утреннее время с 10:00 часов или обсуждается дополнительно. После чего переходим к практической части.

  1. Вводная, устройство и принцип работы аэрографа, разновидности аэрографов, быстроразъемы, подключение, разновидности компрессоров.
  2. Подготовка поверхности, обработка ее в процессе рисования (обезжиривание, обезпыливание) Экскурс в материалы.
  3. Виды красок, правила работы с ними, пропорции смешивания, необходимая консистенция, совмещение.
  4. Основные принципы и приемы работы с аэрографом. Техники рисования воздушной кистью.
  5. Создание текстур. Изготовление и использование различных масок. Жидких, твердых, густых, одноразовых, многоразовых.
  6. Работа с трафаретами. Создание, нарезка, выборка, подготовка, монтаж, заливка, демонтаж трафарета.
  7. Возможные ошибки и способы их устранения

Практика аэрографии для начинающих

Практика проходит непосредственно в нашей студии. Рабочие места устроены таким образом, что полностью имитируют реальную работу над автомобилями. Каждое рабочее место рассчитано на одного человека, снабжено всем необходимым, и представляет собой: планшет, закрепленный на плоской поверхности, на уровне борта автомобиля, что дает возможность понять уже на первых днях обучения, - что представляет собой работа с реальным автомобилем. Посадка, биомеханика, и прочие детали воспроизведены нами с максимальной точностью.

Практические занятия также разбиты на короткие части - урок/практика. На освоение и дальнейшее закрепление каждого из них отводится, как правило, определенное время, в течение которого вы можете приехать в любое удобное для Вас время. Получить указания инструктора, и далее определить сколько времени Вам нужно для закрепления данного материала, и распределить его по своему усмотрению.

Практическая часть включает в себя:

  1. Знакомство с инструментом. Практическое занятие, направленное на освоение техник владения
  2. Работа над созданием текстур. Освоение предложенных техник, создание собственной текстуры
  3. Упражнение по отработке тонких линий на примере создания рисунка мохнатого животного, шерсти.
  4. Работа с трафаретами. Геометрический рисунок по технологии многослойных трафаретов. Работа с векторными изображениями
  5. Выполнение финальной сложной комплексной работы с разработкой собственного эскиза, и применением полученных знаний. Свободная тема, собственный эскиз. Начиная с сентября 2014 (дополнительно) финальная работа включает в себя возможность применения ЭКСКЛЮЗИВНЫХ СУПЕР-КРАСОК. Таких как: флуоресцентные и светонакопительные краски, невидимые краски (создаются специальные условия рабочего места), перламутры, кэнди концентраты, металлики, ксералики. Вы сможете открыть для себя дополнительные сюрреалистичные возможности в творчестве, научитесь работать с новейшими материалами от ведущих мировых производителей, и колоссально расширите круг своих навыков! Программа создана при поддержке одной из самых полных и совершенных линеек красок для аэрографии на данный момент - "Air-master".

Оборудование для практических уроков аэрографии

Для работы мы предоставляем все необходимое – аэрографы, краски, все сопутствующие материалы и промывочные жидкости.

Кроме того, каждый студент индивидуально снабжается, по желанию: респиратором, пластиковыми очками для предотвращения возможных химических травм глаз на первых порах обучения, пока мытье аэрографа и работа с давлением не войдет в привычку, индивидуальным шкафом-тумбой для хранения личных вещей (чтобы не было необходимости периодически носить с собой рабочую одежду) виниловыми перчатками, подставками, устройствами для промывания, и многим другим, что необходимо для творчества.

Работы наших учеников

При желании, после завершения программы, на базе нашей студии аэрографии можно выполнить работу для себя, расписав свой собственный шлем, ноутбук или сноуборд. Который будет покрыт лаком нашими специалистами, и прослужит верную долгую службу.

Подарок всем ученикам – скидка на все товары

Каждому нашему ученику мы дарим эксклюзивную карту, дающую пожизненную 10% СКИДКУ на всю продукцию компании AIR MASTER

Результат обучения

Основная цель школы «DIFFUSIONART» - подготовка из новичка полного, законченного специалиста, готового встретиться с работой любой сложности. Специалиста, способного совершенствоваться, и развиваться дальше, художника, которого не поставит в тупик ни одна проблема, при этом знания, полученные у нас в школе, не являются постулатами. Вы будете искать решения самостоятельно, обладая фундаментальными знаниями и опытом.

По окончании практических занятий выдается курсовой сертификат от компании «DIFFUSIONART». Наиболее успешным ученикам, в дальнейшем, возможно предложение коммерческих проектов. Мы искренне надеемся, что однажды ученики превзойдут своих учителей, и Вы достигнете вершин мастерства и признательности, как это должно быть с настоящими талантами, подкрепленными опытом и знаниями!

Многие из нас видели изумительные , расписанные стены и тарелки, но далеко не каждый знает, что это искусство называется аэрография. И у многих возникает желание самому научиться такому необычному, но весьма интересному делу. Сейчас нет ничего не возможного. Интернет помогает нам найти нужные знания практически по любому вопросу. Вот и уроки по аэрографии на видео стали доступны каждому желающему.

Применение аэрографии

Художники применяют в качестве основного инструмента аэрограф, который работает от компрессора. С его помощью они наносят краски на любую поверхность.
В наше время аэрография стала очень популярной. Эту замечательную технику изобразительного искусства сейчас применяют для росписи текстиля, для создания боди-арта, росписи сувениров, игрушек и посуды. Довольно часто ее применяют для украшения мотоциклов и автомобилей, расписывают стены и потолки, мебель и бытовую технику.

Что дают уроки по аэрографии

На просторах Интернета сегодня можно найти массу уникальных сайтов, которые предоставляют обучающие материалы по освоению техники аэрографии.

Если вы даже плохо рисуете, у вас нет специального образования, но есть огромное желание научиться этому непростому виду искусства, то это можно сделать посредством уроков по аэрографии для начинающих.

Они дадут вам следующие знания:

  • вы узнаете, какое приобрести оборудование и где это можно сделать с хорошими скидками;
  • вас научат, как выбрать профессиональный аэрограф;
  • узнаете принципы выбора компрессора для получения сжатого воздуха;
  • научитесь выбирать краски для различных поверхностей;
  • узнаете все о выполнении эскизов для рисунков;
  • научитесь правильно переносить рисунки на выбранную поверхность, узнаете, сколько есть для этого способов;
  • вас научат, как подготовить ту или иную поверхность.

Узнать тонкости получения объемных рисунков, выполнения отдельных элементов, нанесения теней, получения плавных переходов от одного цвета к другому и многое другое вам помогут уроки аэрографии для начинающих на видео. Так вы сможете увидеть приемы, которыми пользуются мастера наглядно.

Есть видеоматериалы, которые предоставляются бесплатно. Но подробные обучающие курсы, которые сделают вас настоящим профессионалом (а для этого, поверьте, нужно знать очень много), можно заказать на DVD–дисках. Авторские курсы, разумеется, стоят денег! Но ведь, ничего не вложив, ничего не получишь – это истина, с которой не поспоришь.

Онлайн обучение

Некоторые сайты предоставляют уроки по аэрографии онлайн. Это уникальная возможность для всех желающих получить основные знания и увидеть все это в обучающих видео. Эти потрясающие уроки впечатлят любого, кто хочет получить навыки в использовании аэрографа и научиться рисовать различные предметы, узнать о необычных техниках и спецэффектах. Все это будет показано на реальных примерах. Не упустите такую возможность!

Чтобы стать настоящим мастером аэрографии одного желания мало. Нужна хорошая обучаемость. Если вы легко воспринимаете все материалы, которые предоставляют уроки для начинающих и обучающие видео, то это дело для вас. Теперь нужно полученные знания воплощать на практике. Без нее вам не сдвинуться с мертвой точки. Если вы будете выполнять все рекомендации из видеокурсов, то у вас все обязательно получится!

Тот, кто намерен овладеть искусством аэрографии, наверняка знает, что она собой представляет. Поэтому краткая характеристика этого вида изобразительного искусства приводится больше с целью ввести читателя в тему, нежели с целью его просветить.

Итак, аэрографическое искусство (есть еще один синонимичный термин – аэробрашинг), как и любой другой вид живописи, – это, в первую очередь, рисование. На отдельные виды и направления живописание разделяется в зависимости от используемой техники, материалов и инструментов. В аэрографии для создания изображения используются жидкие или порошкообразные красители, которые наносятся способом распыления с помощью сжатого воздуха. Вместо кисточки художника используется аэрограф, а вместо полотна – самые различные поверхности (панель мобильного, дверь холодильника, кузов автомобиля).

Аэрографистами не рождаются

Если аэрография – искусство, значит нужно иметь природные способности? Талант? Желательно, но не обязательно. Достаточно уметь рисовать в рамках школьной программы, научиться пользоваться аэрографом и приобрести необходимый инструментарий.

«Джентльменский» набор начинающего аэрографиста:

  • Аэрограф
  • Краскопульт*
  • Компрессор*
  • Сушильная камера*
  • Краски
  • Поверхность для рисования
  • Растворитель
  • Емкости для красок

Значком * обозначены позиции, которые в основном необходимы при систематическом и, в первую очередь, профессиональном занятии этим ремеслом. А овладеть тонкостями ремесла, коим является аэрография для начинающих, можно с минимальным набором инструментов и материалов.

Начальные навыки и умения:

  • Владение техникой традиционного рисунка (рисование на бумаге)
  • Владение программой Photoshop (или другими графическими редакторами) для создания предварительных эскизов
  • Развитое воображение и эстетический вкус
  • Терпеливость, усидчивость и настойчивость

Азбука начинающего аэрографиста

Краски. Бывают матовые и блестящие (с эффектом «металлик»), черные (поглощающие свет) и флуоресцентные (самосветящиеся).

Распылитель. Самый простой распылитель краски под давлением – обычный баллончик с пульверизатором.

Краскопульт. Овладев всеми основами «аэрозольного» мастерства, можно перейти к работе более тонкой и аккуратной. И тут уже понадобится специальный инструмент – краскопульт или аэрограф. Краскопульт (малярный) прост в использовании, стоит недорого, но подходит только для широкого распыления краски. Для более тонкого распыления потребуется аэрограф (небольшой пульверизатор, похожий на авторучку). Он использует сжатый воздух, снабжен регулятором и сменными головками, что позволяет распылять краску струйкой разной толщины и получать различную плотность напыления.

Аэрограф. Разных видов аэрографов много, но все они почти одинаковы и отличаются только ценой, производителем и комплектацией. Что касается качества, то за небольшие деньги (до 2000 рублей) можно приобрести весьма приличный инструмент. Если приходилось держать в руках авторучку, то к аэрографу долго привыкать не придется. Отличие касается только указательного пальца, который должен все время находиться на кнопке. Профессиональный аэрограф стоит недешево (5000–25000 рублей).

Но покупать дорогой инструмент совсем не обязательно, главное, чтобы он был качественным и имел регулятор двойного действия, когда с помощью одной кнопки регулируется подача краски и воздуха одновременно. В аэрографах одинарного действия подача воздуха не регулируется, что усложняет работу художника, особенно если рисунок сложный и включает переходные цветовые зоны. Важная деталь: диаметр сопла должен быть до 0,3 мм, не более. При диаметре больше 0,3 мм тонкие линии рисовать не получится.

Компрессор. За новый компрессор придется выложить не менее 3500 рублей. Хотя почему бы не накачать обычную автомобильную камеру? Она вполне способна обеспечить требуемое давление в диапазоне 200–500 г/см². Существует много разных видов и модификаций компрессоров, но основные характеристики, по которым они отличаются, можно свести к следующим:

  • Уровень шума: высокий (очень шумные в работе), средний (относительно тихие), низкий (бесшумные)
  • Размер ресивера (при его наличии): с большим ресивером и маленьким
  • Уровень мощности: высокий (мощные) и низкий (маломощные)

Какой выбрать, зависит от финансовых возможностей покупателя, от характера поставленных перед компрессором задач и от условий, в которых он будет эксплуатироваться. Если в качестве мастерской используется жилое помещение, да еще в многоквартирном доме с плохой шумоизоляцией, то нужно выбирать мембранную модель, рабочий звук которого не превышает 55 Дб. А еще лучше – масляный бесшумный компрессор.

Дополнительные приспособления. С помощью специальных насадок при нанесении краски можно получить эффект мрамора, натурального камня, дерева, водной поверхности и др.

От элементарного к сложному

Перед тем как решиться на масштабный проект в виде инфернального пламени на капоте или хищного льва на дверях автомобиля, нужно умерить творческий пыл и начать с выработки автоматизма движений, чтобы не думать, как держать аэрограф, куда приложить палец и под каким углом направлять струю краски. Настоящей тренировочной площадкой для оттачивания мастерства может служить собственная квартира (если, конечно, это не вызывает бурные протесты других ее обитателей). Разрисовка холодильника, компьютера и остальной бытовой техники в качестве дипломной работы не подойдет, но как курсовая для «студента»-первокурсника вполне сгодится.

Как на палочках и кружочках выписывается неумелая ручонка первоклашки, закладывая основы будущего каллиграфического почерка, так регулярное, неутомимое рисование простеньких фигур, линий и плавных переходов в начале обучения позволит будущему виртуозному мастеру освоить в совершенстве все премудрости искусства рисования аэрографом.

Можно постигать эту науку самостоятельно, выбирая путь проб и ошибок, в народе названный «методом тыка», бесконечно экспериментируя, пробуя, бросая и снова начиная. Если долго мучиться, возможно, что-то и получится. Вот только времени, сил и денег на краску уйдет немало. Не лучше ли учиться у настоящих мэтров аэрографического ремесла. Причем сделать это можно почти без финансовых вложений. В интернете есть информация об аэрографии, уроки для начинающих и готовые схемы с описанием техники исполнения для разных рисунков. Вот пример такого простого и весьма полезного урока, которых в интернете много.

Подготовка поверхности для аэрографии и приготовление красителя

Для урока понадобится три альбомных листа. Берем первый лист, крепим его на плоской поверхности с помощью скотча или магнитов (если поверхность металлическая). Лист желательно разделить линиями на несколько частей, чтобы создавать рисунок последовательно по фрагментам.

Примечание: альбомный лист подходит только для обучения, так как является самым дешевым материалом. Для создания неучебных рисунков нужны более долговечные материалы (металл, пластик, стекло).

Для серьезных проектов краски лучше выбирать дорогие, профессиональные, но аэрография для начинающих не столь взыскательна, и для урока можно использовать любые краски, даже самые дешевые. Рабочую смесь разбавляем в следующей пропорции: □(1/4) краски и □(3/4) растворителя. Растворитель подойдет отечественный 646. Предварительно процеживаем краску, очищая ее от мелких частиц пыли и инородных вкраплений. Это избавит в дальнейшем от необходимости часто чистить аэрограф, что потребует его полной разборки.

Учимся аккуратно наливать такое количество краски, чтобы при рисовании она не выплескивалась через край емкости и не портила рисунок. Урок предполагает рисование мелких деталей, краски понадобится немного, поэтому наполняем емкость примерно на 1/6. При необходимости краску доливаем.

Аэрографическая каллиграфия: прочие тренировки

Начинаем рисовать простые палочки с наклоном в одну сторону, потом подковки и кружочки. Продолжаем в том же духе, но только наклон палочек и направление подковок теперь в противоположную сторону.

В процессе учимся правильно рассчитывать силу при оттягивании триггера на аэрографе, чтобы соблюдать равномерное начертание линий. Также на этом этапе отрабатывается умение правильно определять и выдерживать подходящее расстояние от аэрографа до рабочей поверхности. Для палочек и кружочков это расстояние составит примерно 3-4 см.

Откладываем палочки, и на другом листе учимся рисовать градиент (плавные цветовые переходы), слегка распыляя краску. Объединяем полученные умения – придаем объем каждому квадрату на первом листе, делая его выпуклым. Также поступаем с каждой палочкой и кружочком в этих квадратах. Затеняем их края, накладывая слои краски разной интенсивности, аккуратно регулируя расстояние. Чтобы получить светлую тень, отдаляем аэрограф от листа, для эффекта густой темной тени – приближаем его.

Творческая и домашняя работа

Самостоятельно придумываем другие линии и фигуры, объединяем их в общий рисунок таким образом, чтобы в нем чувствовалось определенное настроение или идея. В зависимости от замысла и эмоционального наполнения будущего рисунка подбираем толщину и четкость линий, резкость/плавность градиента, насыщенность тени.

Тренироваться в создании рисунков и придании им объема на других поверхностях, применяя различные техники нанесения краски. Усваивать базовые основы техники рисования элементарных фигур, чтобы научить объединять их в одно впечатляющее изображение.

Перед теми, кто успешно овладел всеми необходимыми навыками на начальных уроках и в процессе практических занятий, свои секреты постепенно открывает настоящая, мастерская (с ударением на первой букве «а») аэрография – мастер-классы помогут значительно повысить свой уровень, овладеть всеми хитростями этого ремесла или же искусства (определение зависит от личного таланта и отношения). Они бывают групповые (занятие в небольших группах) и индивидуальные (обучение в соответствии с принципом «мастер – ученику»).

На базовых курсах можно научиться основам малярного ремесла и искусству смешивания красок, освоить аэрограф и «поставить руку», овладеть навыками пользоваться лекалами и трафаретами, научиться владеть кистью и создавать реалистические эффекты, суметь довести работу от начала и до окончательной обработки (лакировки поверхности). На специальных, авторских – учат какой-нибудь одной конкретной технике на примере какого-нибудь «гуру», достигшего совершенства в этом искусстве.

Только пройдя не обязательно длинный, но сложный курс обучения, реально перейти со временем из разряда «аэрографист-любитель» в разряд «мастер-профессионал».