Маленькое дело лучше большого безделья. Занятие по ознакомлению с художественной литературой "Д

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в группе кратковременного пребывания

Учитель: Ананьева Ю. А.

Тема: «Драган Лукич «Четыре девочки».

Цель: Формирование у детей умения эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения.

Задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и своим друзьям, желание помогать и радовать другого.

Закреплять у детей умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, игрушки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Хоть и осень за окошком,
Дождик капает весь день,
Много есть у нас занятий,
И читать совсем не лень!

2. Создание проблемной ситуации.

На столе в беспорядке разбросаны игрушки.

Ребята, что за беспорядок? Кто всё это разбросал? Слайд 2.

Эх..., снова у Катюшки
Разбросаны игрушки...
Ну, что же ТЫ..., играла...
Всё здесь разбросала,
И оставила..., Ушла...
Ничего не убрала....

Так поступают только девочки? Слайд 3.

Игрушек много у меня.

Я их не убираю,

Хотя они уже два дня

Всем проходить мешают.

Слайд 4.

Что делают дети?

Убирают свою комнату.

Ребята, а бывает, что не убираете свои игрушки, разбрасываете вещи?

Кому же приходится убирать ваши вещи?

Ребята, а вы помогаете дома маме и папе?

Ответы детей.
- Я не зря спросила вас об этом. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

Ответы детей.

3. Формулирование темы занятия.

Правильно, мы сегодня поговорим с вами о том, как надо помогать своим близким. Послушайте рассказ Драгана Лукича «Четыре девочки».

Этот рассказ написал известный сербский писатель Драган Лукич. Родился он в 1928 году в Белграде в семье печатника. С детства любил читать. Слайд 6.

- Лукич писал стихи, рассказы, романы, драматические тексты и теоретические трактаты по литературе. Он вёл теле- и радио-шоу. Слайд 7.

Благодаря своему труду, за который он получил множество наград, Драган Лукич считается одним из самых видных сербских писателей для детей. Умер он в 2006 году.

5. Чтение рассказа учителем. Слайд 8.

Д. Лукич «Четыре девочки»

Идет мама по улице, ведет за руку четырех маленьких девочек. Мама говорит:

Куплю большую сумку.

Четыре девочки говорят:

И четыре маленькие сумочки.

Мама говорит:

Куплю большой гребень.

Четыре девочки говорят:

И четыре маленьких гребешочка.

Мама говорит:

Куплю большой платок.

Четыре девочки говорят:

И четыре маленьких платочка.

Мама говорит:

И ещё куплю большую щётку пол мыть.

Четыре девочки ничего не говорят.

6. Физкультминутка «А мы будем…».

А мы будем мыть пол.

А мы будем стирать.

А мы будем пылесосить.

А мы будем вытирать пыль с мебели.

А мы будем резать.

А мы будем солить.

А мы будем шить.

А мы будем вязать.

А мы будем подметать пол.

7. Беседа по прочитанному.

Почему четыре девочки молчали, когда мама сказала, что купит щётку для мытья пола?

О ни ленивые, они не хотели помогать маме.

Что должны были сказать девочки?

Можно ли этих девочек назвать трудолюбивыми?

Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но, если даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше, а свободного времени побольше. А как вы думаете, а чем мама может заняться, в свободное время?

Она сможет отдохнуть или почитать детям, поиграть с детьми, почитать детям книги.

8. Физкультминутка «Мамины помощники».

Ребята, давайте покажем, как мы можем помочь маме.

Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Прополощем, отжимаем.

Подметём всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем.

Двери настежь открываем.

Маму крепко обнимаем.

Подражательные движения по тексту.

9. Беседа по вопросам учителя.

Молодцы, всю работу вы сделали правильно. Как вы думаете, а те ленивые четыре девочки могут исправиться и стать трудолюбивыми?

О тветы детей.

- Что бы вы посоветовали девочкам? Чему они могут научиться?

О тветы детей.

А что вы умеете делать ?

Ответы детей.

А чему вы хотите ещё научиться ?

О тветы детей.

10. Рефлексия.

Как вы думаете, ваши родители радуются, когда вы трудитесь?
- Взрослым нужна эта маленькая помощь?

Ребята, вспомните случаи из вашей жизни, когда вы порадовали своих родителей и близких. Слайд 9.

Используемые ресурсы:

…- konspekt - nod - s - detmi

Татьяна Большакова
«Маленькие помощники». Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по речевому развитию

Тема: «Маленькие помощники»

Цель:

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения.

Задачи:

Расширить и активизировать словарь детей;

Учить детей осмысливать идею, значение образных выражений;

Учить связывать идею произведения со значением пословицы;

Закреплять у детей умение отвечать на вопросы развернутыми полными

предложениями.

Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и своим друзьям, желание помогать и радовать другого.

Упражнять в заучивании стихов, используя ЭОР.

Материал:

Оборудование: ноутбук, проектор переносной, экран.

Ход НОД:

Воспитатель беседует с детьми:

В. : Ребята, недавно мы с вами читали рассказ о Белочке и Тамарочке Л. Пантелеева. Вспомните, как он называется? (ответы детей «Большая стирка»).

Кто хочет сказать, чему же научились девочки? (ответы детей)

В. : - Ребята, а вы помогаете дома маме и папе? (ответы детей)

В. : - Послушайте рассказ Д. Лукича «Четыре девочки»

Идет мама по улице, ведет за руку четырех маленьких девочек. Мама говорит:

Куплю большую сумку.

Четыре девочки говорят:

И четыре маленькие сумочки.

Мама говорит:

Куплю большой гребень.

Четыре девочки говорят:

И четыре маленьких гребешочка.

Мама говорит:

Куплю большой платок.

Четыре девочки говорят:

И четыре маленьких платочка.

Мама говорит:

И ещё куплю большую щётку пол мыть.

Четыре девочки ничего не говорят.

В. : - Почему четыре девочки молчали. Когда мама сказала, что купит щётку для мытья пола?

Д: (ответы детей – они ленивые, они не хотят помогать)

В. : - да, маленькие дети не могут трудиться так много как взрослые. Но если они даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше, а свободного времени побольше. А как вы думаете, а чем мама может заняться, в свободное время?

Д. : (ответы детей - она сможет отдохнуть, поиграть с детьми, почитать им книги….)

В. : Ребята, давайте покажем, как мы можем помочь маме. (физкульминутка)

«Мамины помощники»

Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Прополощем, отжимаем.

Подметём всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем.

Двери настежь открываем.

Маму крепко обнимаем

(подражательные движения по тексту)

В. : - А если дети не помогают мама, то дел становится больше, она больше устает. Послушайте стихотворения о других девочках и мальчиках. (Слайды 2,3 «Я одеться сам могу» В. Зайцев. Слайды 4,5 «Переплетчица» Б. Заходер. Слайды 6,7 «Колыбельная» Ю. Гарей.

Что можно сказать про детей, о которых рассказано в стихотворениях? Какие они?

Д. : (ответы детей – трудолюбивые, заботливые, добрые, внимательные)

В. : Что научились делать дети?

Д. : (ответы детей)

В. : Ребята, посмотрите на экран и попробуйте рассказать стихотворения с помощью таблиц (слайды 3, 5, 7)

Д. : (дети вспоминают и рассказываю стихотворения, используя мнемотаблицу)

В. : Как вы думаете, взрослые радуются, когда маленькие дети трудятся?

Д. : (ответы детей)

В. : Взрослым нужна эта маленькая помощь?

Д. : (ответы детей)

В. :. (воспитатель читает детям пословицу, слайд 8) «Маленькое дело лучше большого безделья» - Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Д. : (ответы детей)

В. : - давайте выучим эту пословицу. Она очень пригодится вам в жизни.

Как вы думаете, а те ленивые четыре девочки могут исправиться и стать трудолюбивыми?

Д. : (ответы детей)

В. : что бы вы посоветовали девочкам? Чему они могут научиться?

Д. : (ответы детей)

В. : А какому маленькому делу вы уже научились?

Д. : (ответы детей)

В. : А какому маленькому делу еще хотите?

Д. : (ответы детей)

В. : Ребята, посмотрите, какие грязные платочки у наших кукол. Давайте постираем их. (ответы детей)

Воспитатель проводит подвижную игру «Стирка».

В. : Молодцы! Хорошо потрудились! Все перестирали и высушили! Настоящие мамины помощники!

Ребята, вспомните случаи из вашей жизни, когда вы порадовали своих родителей и близких своей заботой, трудолюбием.

Д. : (рассказы детей)

Воспитатель предлагает детям нарисовать своим мамам и папам подарки. По окончанию работы организовывается «Выставка подарков».

Заместитель директора по ВР У тверждаю

МДОУ «Центр развития ребенка»-Директор МДОУ «Центр развития ребенка»

Детский сад №243 «Апельсин»детский сад №243 «Апельсин»

Кучина Е.Ф.__________________Шубникова А.Г.

Конспект НОД по ознакомлению

с художественной литературой

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Воспитатель: Яшина Е.Г.

Тема: Чтение художественных произведений. «Маленькое дело лучше большого безделья» (по произведениям Д.Лукича «Четыре девочки»,В.Зайцева «Я одеться сам могу» ,Б. Заходера «Переплётчица» , Ю.Гарей «Колыбельная»).

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею, значение образных выражений; связать идею произведения со значением пословицы; закрепить у детей умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями.

Ход занятия

Воспитатель с детьми заходят в группу и видят разбросанные игрушки и сидящего на стуле Буратино.

В-ль: Буратино- это ты играл в игрушки и не убрал их за собой?

Буратино: Да, это я играл, а игрушки я убирать не умею, для этого у меня есть Папа Карло. Он все сам дома делает.

В-ль: Буратино, оставайся с нами, ребята тебя научат помогать Папе Карло и расскажут, что они умеют делать.

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, а вы помогаете дома маме и папе? (Ответы детей).

Послушайте рассказ Д.Лукича «Четыре девочки».

Идет мама по улице, ведет за руку четырех маленьких девочек. Мама говорит:

-Куплю большую сумку.

Четыре девочки говорят:

-И еще четыре маленькие сумочки.

Мама говорит:

-Куплю большой гребень.

Четыре девочки говорят:

-И еще четыре маленьких гребешочка .

Мама говорит:

Куплю большой платок.

Четыре девочки говорят:

И еще четыре маленьких платочка.

Мама говорит:

И еще куплю щетку пол мыть.

Четыре девочки ничего не говорят.

Почему четыре девочки молчали, когда мама сказала, что купит щетку для мытья пола?

Что должны были сказать девочки?

Можно ли этих девочек назвать трудолюбивыми?

Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но, если даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет отдохнуть или почитать детям, поиграть с ними. Если дети не помогают маме, то дел у нее становится больше, она больше устает.

А сейчас ребята сделают физминутку про нашего гостя Буратино.

Послушайте стихотворение о других девочках и мальчиках. (Дети читают стихи).

Я одеться сам могу

Мне уже четыре года,

Я одеться сам могу.

Если теплая погода,

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильный дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щеткой каждый день,

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

(В.Зайцев)

Пере п летчица

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею-

Я возьму ее и склею.

(Б.Заходер )

Колыбельная

Спи,моя хорошая!

Баю-баю-бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай!

Я тебя раздену,

Постелю кровать,

Завтра встанем вместе,

Будем вновь играть.

(Ю.Гарей)

Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях? Какие они?(Трудолюбивые, заботливые, добрые, внимательные…)

Что научились делать дети?

Как вы думаете, взрослые радуются, когда маленькие дети трудятся?

Взрослым нужна эта маленькая помощь?

Как вы понимаете народную пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья»?

Давайте все вместе выучим эту пословицу. Она очень пригодится вам в жизни.

Ребята, а какие еще пословицы о труде вы знаете? (ответы детей).

Как вы думаете, а те ленивые четыре девочки могут исправиться и стать трудолюбивыми?

Что бы вы посоветовали девочкам? Чему они могут научиться? (Ответы детей)

Какому маленькому делу вы уже научились?

Какому маленькому делу вы еще хотите научиться?

А ты, Буратино, чему сегодня научился?

Буратино: Спасибо вам,ребята, за то что рассказали, как нужно помогать взрослым. Я теперь тоже постараюсь быть трудолюбивым, и всегда буду помогать Папе Карло.

Заместитель директора по ВР Утверждаю

МДОУ «Центр развития ребенка»- Директор МДОУ «Центр развития ребенка»

Детский сад №243 «Апельсин» детский сад №243 «Апельсин»

Кучина Е.Ф. __________________Шубникова А.Г.

Конспект НОД по ознакомлению

с художественной литературой

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Воспитатель: Яшина Е.Г.

Тема: Чтение художественных произведений. «Маленькое дело лучше большого безделья» (по произведениям Д.Лукича «Четыре девочки»,В.Зайцева «Я одеться сам могу» ,Б. Заходера «Переплётчица» , Ю.Гарей «Колыбельная»).

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею, значение образных выражений; связать идею произведения со значением пословицы; закрепить у детей умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями.

Ход занятия

Воспитатель с детьми заходят в группу и видят разбросанные игрушки и сидящего на стуле Буратино.

В-ль: Буратино- это ты играл в игрушки и не убрал их за собой?

Буратино: Да, это я играл, а игрушки я убирать не умею, для этого у меня есть Папа Карло. Он все сам дома делает.

В-ль: Буратино, оставайся с нами, ребята тебя научат помогать Папе Карло и расскажут, что они умеют делать.

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, а вы помогаете дома маме и папе? (Ответы детей).

Послушайте рассказ Д.Лукича «Четыре девочки».

Идет мама по улице, ведет за руку четырех маленьких девочек. Мама говорит:

Куплю большую сумку.

Четыре девочки говорят:

И еще четыре маленькие сумочки.

Мама говорит:

Куплю большой гребень.

Четыре девочки говорят:

И еще четыре маленьких гребешочка.

Мама говорит:

Куплю большой платок.

Четыре девочки говорят:

И еще четыре маленьких платочка.

Мама говорит:

И еще куплю щетку пол мыть.

Четыре девочки ничего не говорят.

Почему четыре девочки молчали, когда мама сказала, что купит щетку для мытья пола?

Что должны были сказать девочки?

Можно ли этих девочек назвать трудолюбивыми?

Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но, если даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет отдохнуть или почитать детям, поиграть с ними. Если дети не помогают маме, то дел у нее становится больше, она больше устает.

А сейчас ребята сделают физминутку про нашего гостя Буратино.

Послушайте стихотворение о других девочках и мальчиках. (Дети читают стихи).

Я одеться сам могу

Мне уже четыре года,

Я одеться сам могу.

Если теплая погода,

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильный дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щеткой каждый день,

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

(В.Зайцев)

Переплетчица

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею-

Я возьму ее и склею.

(Б.Заходер)

Колыбельная

Спи,моя хорошая!

Баю-баю-бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай!

Я тебя раздену,

Постелю кровать,

Завтра встанем вместе,

Будем вновь играть.

(Ю.Гарей)

Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях? Какие они?(Трудолюбивые, заботливые, добрые, внимательные…)

Что научились делать дети?

Как вы думаете, взрослые радуются, когда маленькие дети трудятся?

Взрослым нужна эта маленькая помощь?

Как вы понимаете народную пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья»?

Давайте все вместе выучим эту пословицу. Она очень пригодится вам в жизни.

Ребята, а какие еще пословицы о труде вы знаете? (ответы детей).

Как вы думаете, а те ленивые четыре девочки могут исправиться и стать трудолюбивыми?

Что бы вы посоветовали девочкам? Чему они могут научиться? (Ответы детей)

Какому маленькому делу вы уже научились?

Какому маленькому делу вы еще хотите научиться?

А ты, Буратино, чему сегодня научился?

Буратино: Спасибо вам,ребята, за то что рассказали, как нужно помогать взрослым. Я теперь тоже постараюсь быть трудолюбивым, и всегда буду помогать Папе Карло.